РП Лит на р русском. 1-4 кл

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» (предметная область «Русский язык и
литературное чтение») (далее соответственно - программа по литературному чтению на родном (русском) языке, литературное чтение на родном
(русском) языке) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (русском) языке.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (русском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
Пояснительная записка.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана для организаций, реализующих программы начального общего
образования. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на оказание методической помощи образовательным
организациям и учителю и позволит:
реализовать в процессе преподавания литературного чтения на родном (русском) языке современные подходы к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание литературного чтения на родном (русском) языке по годам
обучения в соответствии с ФГОС НОО;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном
языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного,
морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре,
воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания
1

программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных
кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению,
русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании
обучающихся.
Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к
традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое
пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в
родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и
духовной культурой русского народа. Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение литературного и культурного
кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения
обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского
народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в центре внимания находятся:
важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени - вплоть до
2

современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале
доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном (русском) языке культурно-исторические
понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные
эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся
глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся;
произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые
средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два
основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии
с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка которого в рабочих программах предполагает
обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и
проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национальнокультурной специфики региона.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке - 135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в
неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 17часа (0,5 час в неделю).
Содержание обучения в 1 классе.
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С.А. Баруздин «Самое простое дело».
Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
3

Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:
А. Осеева «Почему?».
Л.Н. Толстой «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
В.В. Лунин «Я видела чудо».
М.М. Пришвин «Осинкам холодно».
Ф. Тендряков «Весенние перевертыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).
П.А. Синявский «Рисунок».
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной...».
В. Востоков «Два яблока».
В.М. Катанов «Жар-птица».
А.Н. Толстой «Петушки».
4

Содержание обучения во 2 классе.
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении
к другим людям. Например:
В. Бианки «Сова».
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например:
П. Алексеев «Медаль».
В. Голявкин «Этот мальчик».
Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
5

Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта».
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале» (фрагмент).
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А. Жуковский «Жаворонок».
С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский «Колокольчик».
А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».
Содержание обучения в 3 классе.
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
6

Например:
В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Ю.А. Буковский «О Доброте - злой и доброй».
Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».
Живи по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
П.В. Засодимский «Гришина милостыня».
Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».
Я и моя семья.
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к
старшим). Например:
В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л.К. Чуковская «Мой отец - Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Н.М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).
О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
7

А.Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:
Е.В. Григорьева «Радость».
И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).
Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе.
Неразгаданная тайна - в чащах леса...
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например: Русские народные загадки о реке.
И.С. Никитин «Лес».
К.Г. Паустовский «Клад».
Г. Распутин «Горные речки».
И.П. Токмакова «Туман».
В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
Содержание обучения в 4 классе.
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например:
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С.Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например:
Е.В. Клюев «Шагом марш».
И.П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственноэтических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:
8

Б.П. Екимов «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками. Например:
Е.Н. Верейская «Три девочки» (фрагмент).
М.В. Водопьянов «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир»,
«Мой первый «полёт»).
К.В. Лукашевич «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: Т.В. Михеева «Асино лето» (фрагмент).
В.П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е.В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут».
Что мы Родиной зовём.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. Например:
А.С. Зеленин «Мамкин Василёк» (фрагмент).
Д. Дорофеев «Веретено».
Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
В.Д. Берестов «Мороз».
М.М. Зощенко «Гроза».
А.А. Солоухин «Ветер».
9

Распределённое по классам содержание обучения сопровождается
следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи,
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания
и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и другие
Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и
продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением
человека.
Чтение информационных текстов:историко-культурный
комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с
использованием текста, высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул, принципов общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
10

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору обучающихся.
Письмо (культура письменной речи).
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура.
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием списка произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в
учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика.
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений).
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного
устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с
использованием серий иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (русском) языке.
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в ФГОС НОО.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю
и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
11

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния
и чувств, проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием
примеров художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес
к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм
12

действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы
с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
13

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты. Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет
обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры,
для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении
прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений
с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной информации.
14

К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать
прослушанного/прочитанного текста;
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

в

обсуждении

К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному
чтению на родном (русском) языке:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному
чтению на родном (русском) языке:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
15

К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному
чтению на родном (русском) языке:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1класс
№ Наименование Количество часов
п/п разделов и тем
программы
всего контрольн практи
ые работы ческие
работы
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
7
0
7

Дата Виды деятельности
изучен
ия

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Слушание текста: восприятие на слух художественных Самооценка с http://schoolпроизведений, в которых рассказывается о том, как дети использование collection.edu.ru/
учатся читать;
м
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на
«Оценочного
вопросы по содержанию текста, который читает
листа»;
учитель;
Практическая
Учебный диалог: сопоставление собственного опыта по работа. Зачёт;
освоению способа чтения с описанным в произведении;

16

1.2. Я взрослею

9

0

9

1.3. Я фантазирую 6
и мечтаю

1

5

Упражнение: соотнесение содержания текста и
пословиц, выбор пословицы, отражающей содержание
текста;
Воспроизведение услышанного текста с опорой на
иллюстрации к тексту: подробный пересказ;
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста,
например, рассказа В. А. Осеевой «Почему?»,
доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст; эмоционально- нравственная оценка поступков
героев;
Работа в группе: определение последовательности
рисунков, передающих основные события рассказа;
фиксация последовательности с помощью условных
значков; пересказ текста с опорой на выстроенную
последовательность рисунков;
Творческое задание: произнесение одной и той же
фразы с разной интонацией.; Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из стихотворений;
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него
посмотреть через волшебные очки;
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
небольшого текста, например, текстов М. М. Пришвина
«Закат солнца» и «Осинкам холодно», чтение вслух
друг другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых
слов в тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса
могут быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из
числа размещённых в учебнике;
17

Практическая http://schoolработа;
collection.edu.ru/

Устный опрос; https://www.uchporta
Практическая l.ru/load/46
работа.
Самооценка с
использование
м "Оценочного
листа";

Внеклассное чтение: выбрать книгу для
дополнительного чтения, опираясь на
рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя;
Итого по разделу
22
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2.1. Что мы
3
Родиной зовём

0

3

Беседа перед изучением раздела: обсуждение
вопросов «Что мы Родиной зовём? Как человек
открывает для себя свою Родину?»;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений, постепенный переход от слогового к
плавному осмысленному правильному чтению
целыми словами (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим
осознать текст);
Упражнение: передача смысловых особенностей
текстов с помощью интонирования; Пополнение
словарного запаса: высказывание предположения о
значении слов, соотнесение своего понимания с
содержанием словарной статьи, сравнение слов
приволье, раздолье; часть, частица, участвовать,
причастный;
Понимание текста: сравнение содержания текстов
нескольких произведений, например, фрагмента
стихотворения Ф. П. Савинова «Родное» и
стихотворения П. А. Синявского
«Рисунок», обобщение результатов сравнения при
ответе на вопросы.;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела: обсуждение вопросов
«С чего начинается Родина? Почему Россию
называют Отечеством? Почему Россию называют
матушкой?»;
18

Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://www.uchporta
l.ru/load/46

2.2. О родной
природе

5

1

4

Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8
3
33

2

28

Интерпретация литературного произведения в
творческой деятельности учащихся: чтение по
ролям;
Творческое задание: составление собственных
загадок;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из
числа размещённых в учебнике;
Проверочная работа;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для
дополнительного чтения, опираясь на
рекомендательный список книг в учебнике и
рассказ учителя;

19

Практическая
работа;
Проверочная
работа;

https://www.uchporta
l.ru/load/46

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ Наименование Количество часов
п/п разделов и тем
программы
всего контрольн практичес
ые работы кие
работы
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
5
0
3

1.2. Я взрослею

7

0

6

Дата Виды деятельности
изуч
ения

Виды, формы
контроля

Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, в которых рассказывается о том, как дети
учатся читать;
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на
вопросы по содержанию текста, который читает учитель;
Учебный диалог: сопоставление собственного опыта по
освоению способа чтения с описанным в произведении;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Самооценка http://schoolс
collection.edu.ru/
использован
ием
«Оценочног
о листа»;
Практическа
я работа.
Зачёт;
Упражнение: соотнесение содержания текста и пословиц, Практическа http://schoolвыбор пословицы, отражающей содержание текста;
я работа;
collection.edu.ru/
Воспроизведение услышанного текста с опорой на
иллюстрации к тексту: подробный пересказ;
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста,
например, рассказа В. А. Осеевой «Почему?»,
доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст; эмоционально- нравственная оценка поступков
героев;
Работа в группе: определение последовательности

20

Я и моя семья 5

0

5

1.4. Я фантазирую 5
и мечтаю

1

4

1.3

рисунков, передающих основные события рассказа;
фиксация последовательности с помощью условных
значков; пересказ текста с опорой на выстроенную
последовательность рисунков;
Творческое задание: произнесение одной и той же фразы с Устный
https://www.uchporta
разной интонацией.; Чтение вслух: чтение небольших
опрос;
l.ru/load/46
отрывков из стихотворений;
Практическа
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой фантазии, я работа.
придумывание, во что необычное может превратиться
Самооценка
обычный предмет, если на него посмотреть через
с
волшебные очки;
использован
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
ием
небольшого текста, например, текстов М. М. Пришвина "Оценочного
«Закат солнца» и «Осинкам холодно», чтение вслух друг листа";
другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых слов в
тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса
могут быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
чтения, опираясь на рекомендательный список книг в
учебнике и рассказ учителя;

Итого по разделу
22
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 12ч

21

2.1. Что мы
3
Родиной зовём
Люди земли
русской

0

2

Народные
4
праздники,
связанные с
временами года

0

4

1

4

2.2

2.3. О родной
природе

5

Итого по разделу:
Резервное время

9
3

Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов «Что мы
Зачет;
https://www.uchporta
Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою Родину?»; Практическая l.ru/load/46
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений,
работа;
постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
Тестирование;
правильному чтению целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим
осознать текст);
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов с
помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи, сравнение
слов приволье, раздолье; часть, частица, участвовать, причастный;
Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких
произведений, например, фрагмента стихотворения Ф. П.
Савинова «Родное» и стихотворения П. А. Синявского
«Рисунок», обобщение результатов сравнения при ответе на
вопросы.;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами подраздела:
обсуждение вопросов
«С чего начинается Родина? Почему Россию называют
Отечеством? Почему Россию называют матушкой?»;
Интерпретация литературного произведения в творческой
Практическая https://www.uchporta
деятельности учащихся: чтение по ролям;
работа;
l.ru/load/46
Творческое задание: составление собственных загадок;
Проверочная
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по работа;
выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике;
Проверочная работа;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя;

22

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ Наименование Количество часов
Дата Виды деятельности
п/п разделов и тем
изуче
программы
ния
всего контрольн практиче
ые работы ские
работы
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
6
0
6

1.2. Я взрослею

6

0

6

Виды, формы
контроля

Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, в которых рассказывается о том, как дети
учатся читать;
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на
вопросы по содержанию текста, который читает учитель;
Учебный диалог: сопоставление собственного опыта по
освоению способа чтения с описанным в произведении;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Самооценка http://schoolс
collection.edu.ru/
использован
ием
«Оценочног
о листа»;
Практическа
я работа.
Зачёт;
Упражнение: соотнесение содержания текста и пословиц, Практическа http://schoolвыбор пословицы, отражающей содержание текста;
я работа;
collection.edu.ru/
Воспроизведение услышанного текста с опорой на
иллюстрации к тексту: подробный пересказ;
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста,
например, рассказа В. А. Осеевой «Почему?»,
доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст; эмоционально- нравственная оценка поступков
героев;
Работа в группе: определение последовательности
рисунков, передающих основные события рассказа;
23

фиксация последовательности с помощью условных
значков; пересказ текста с опорой на выстроенную
последовательность рисунков;

1.3. Я и моя семья 4

0

4

1.4. Я фантазирую 4
и мечтаю

1

3

Воспроизведение услышанного текста с опорой на
Устный
https: //schoolиллюстрации к тексту: подробный пересказ;
опрос
collection.edu.ru/
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста
Творческое задание: произнесение одной и той же фразы с Устный
https://www.uchporta
разной интонацией.; Чтение вслух: чтение небольших
опрос;
l.ru/load/46
отрывков из стихотворений;
Практическа
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой фантазии, я работа.
придумывание, во что необычное может превратиться
Самооценка
обычный предмет, если на него посмотреть через
с
волшебные очки;
использован
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
ием
небольшого текста, например, текстов М. М. Пришвина "Оценочного
«Закат солнца» и «Осинкам холодно», чтение вслух друг листа";
другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых слов в
тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса
могут быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
чтения, опираясь на рекомендательный список книг в
учебнике и рассказ учителя;

Итого по разделу
20
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
24

2.1. Родная страна 3
во все времена
сынами сильна

0

3

2.2. От праздника к 4
празднику
2.2. О родной
3
природе

0

4

1

2

Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов «Что Зачет;
мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Практическая
Родину?»;
работа;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений, Тестирование;
постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст);
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов с
помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи, сравнение
слов приволье, раздолье; часть, частица, участвовать,
причастный;
Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких
произведений, например, фрагмента стихотворения Ф. П.
Савинова «Родное» и стихотворения П. А. Синявского
«Рисунок», обобщение результатов сравнения при ответе на
вопросы.;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела: обсуждение вопросов
«С чего начинается Родина? Почему Россию называют
Отечеством? Почему Россию называют матушкой?»;
Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких Практическая
произведений
работа
Интерпретация литературного произведения в творческой
Практическая
деятельности учащихся: чтение по ролям;
работа;
Творческое задание: составление собственных загадок;
Проверочная
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
работа;
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Проверочная работа;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
чтения, опираясь на рекомендательный список книг в

25

https://www.uchporta
l.ru/load/46

https://www.uchporta
l.ru/load/46
https://www.uchporta
l.ru/load/46

учебнике и рассказ учителя;
Итого по разделу:
Резервное время

10
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34

2

ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ Наименование Количество часов
п/п разделов и тем
программы
всего контро
льные
работы
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
3
0

практи
ческие
работы

1.2. Я взрослею

2

2

0

3

Дата Виды деятельности
изуч
ения

Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, в которых рассказывается о том, как дети
учатся читать;
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на вопросы
по содержанию текста, который читает учитель;
Учебный диалог: сопоставление собственного опыта по
освоению способа чтения с описанным в произведении;
Упражнение: соотнесение содержания текста и пословиц,
выбор пословицы, отражающей содержание текста;
Воспроизведение услышанного текста с опорой на
иллюстрации к тексту: подробный пересказ;
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста, например,
рассказа В. А. Осеевой «Почему?», доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст; эмоциональнонравственная оценка поступков героев;
26

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа. Зачёт;
Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/

1.3. Я и моя семья 3

0

3

1.4. Я фантазирую 2
и мечтаю

1

1

Работа в группе: определение последовательности рисунков,
передающих основные события рассказа; фиксация
последовательности с помощью условных значков; пересказ
текста с опорой на выстроенную последовательность
рисунков;
Воспроизведение услышанного текста с опорой на
иллюстрации к тексту: подробный пересказ;
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста
Творческое задание: произнесение одной и той же фразы с
разной интонацией.; Чтение вслух: чтение небольших
отрывков из стихотворений;
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой фантазии,
придумывание, во что необычное может превратиться
обычный предмет, если на него посмотреть через волшебные
очки;
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
небольшого текста, например, текстов М. М. Пришвина
«Закат солнца» и «Осинкам холодно», чтение вслух друг
другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых слов в
тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса могут
быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
чтения, опираясь на рекомендательный список книг в
учебнике и рассказ учителя;

Итого по разделу
10
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
27

Устный опрос https: //schoolcollection.edu.ru/
Устный опрос; https://www.uchporta
Практическая l.ru/load/46
работа.
Самооценка с
использование
м "Оценочного
листа";

2.1. Родная страна 2
во все времена
сынами сильна

0

2

2.2. От праздника к 2
празднику
2.2. О родной
3
природе

0

2

1

2

Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов «Что Зачет;
мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Практическая
Родину?»;
работа;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений, Тестирование;
постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами
(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать текст);
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов с
помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи,
сравнение слов приволье, раздолье; часть, частица,
участвовать, причастный;
Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких
произведений, например, фрагмента стихотворения Ф. П.
Савинова «Родное» и стихотворения П. А. Синявского
«Рисунок», обобщение результатов сравнения при ответе на
вопросы.;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела: обсуждение вопросов
«С чего начинается Родина? Почему Россию называют
Отечеством? Почему Россию называют матушкой?»;
Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких Практическая
произведений
работа
Интерпретация литературного произведения в творческой
Практическая
деятельности учащихся: чтение по ролям;
работа;
Творческое задание: составление собственных загадок;
Проверочная
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
работа;
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Проверочная работа;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
чтения, опираясь на рекомендательный список книг в
учебнике и рассказ учителя;
28

https://www.uchporta
l.ru/load/46

https://www.uchporta
l.ru/load/46
https://www.uchporta
l.ru/load/46

Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7
4
17

2

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 1 класс О.М. Александрова.; М.И. Кузнецова.;
Л.А. Романова М.: Просвещение;2021;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 1 класс О.М. Александрова, М.И. Кузнецова Л.В. Петленко, В.Ю. РомановаМосква "Учебная литература"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://urok.1sept.ru/
https://lecta.rosuchebnik.ru/
https://urok.1sept.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».