РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогический совет
Исполняющий обязанности
директора
МБОУ Гришинская школа
МБОУ Гришинская школа
(протокол от 29.08.2024 г. № 13)
Н. Б. Новощинская
приказ № 141-од от 29.08.2024
ПОЛОЖЕНИЕ
о поурочном планировании
I.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, в
редакции приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576);
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, в
редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1577);
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413, в
редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1578);
1.2. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно (Письмо Минобрнауки РФ
от 01.04. 2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для
оснащения общеобразовательного учреждения»).
1.3. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность учителя по
планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с
требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования.
1.4. Положение содержит требования к оформлению поурочного планирования
учителя-предметника и разработано с целью определения общих правил оформления и
разработки поурочного планирования в школе-интернате.
1.5. Поурочный план регламентирует деятельность на уроке:
- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;
- обучающихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в
соответствии с учебной программой.
1.6. Молодые педагоги, «специалисты I квалификационной категории» пишут поурочный
план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е.
готовят план-конспект урока. Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт
педагогической работы, «высшую квалификационную категорию», педагогические
звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические
разработки, могут составлять поурочный план в произвольной форме в виде конспекта,
тезисов, таблицы, презентации и т.п.
Однако, если в случае осуществления
внутришкольного контроля (планового и внепланового) администрацией школы будет
указано на недостаточно высокий уровень проведенного урока и сделаны серьезные
замечания, администрация школы-интерната имеет право обязать учителя писать
поурочные планы на общих основаниях.
1
1.7. Администрация школы-интерната имеет право не допустить учителя к проведению
урока, если у него нет поурочного плана.
1.8. Поурочный
план
составляется учителем
в
соответствии
с учебной
программой и календарно-тематическим планированием по предмету.
1.9. Основные задачи поурочного плана:
- определение места урока в изучаемой теме;
- определение триединой цели урока;
- выбор содержания урока;
- группировка выбранного учебного материала и определение последовательности его
изучения;
- выбор форм, способов, методов обучения, безопасных для здоровья обучающихся,
направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
1.10. Учитель имеет право самостоятельно выбрать срок и форму хранения поурочных
планов (урок, тема, месяц, семестр, учебный год). Поурочный план урока хранится у
учителя и предъявляется по требованию администрации в день проведения урока.
2.Разработка поурочного плана
2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:
- целевой: постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на
отдельные его этапы;
- коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
- содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т. д.;
- технологический: выбор форм, методов и приёмов обучения;
- контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для
стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
2.2. Определение планируемых результатов (личностные, метапредметные (УУД),
предметные).
2.3.Этапы планирования урока:
- определение типа урока, разработка его структуры;
- выбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд
опорных знаний;
- выделение главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на
уроке;
- подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и
каждым отдельным его этапом;
- выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм организации и
оптимального объема их самостоятельной работы;
- определение форм, дифференциации и объёма домашнего задания;
- продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
- оформление поурочного плана.
2.4. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся
класса, уровня их знаний, наличие в классе обучающихся с ОВЗ, а также особенностей
всего классного коллектива в целом;
• подбор разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового
материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение
знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к
сложному»;
• продумывание приемов педагогической техники.
2
3. Оформление поурочного плана
3.1. Поурочный план оформляется в виде:
пишется от руки или в печатной (набранной на компьютере, лист формата А 4) форме;
3.2. Поурочное планирование имеет следующее содержание:
1. Номер урока;
2. Дата урока;
3. Общее название темы;
4. Тема урока (при записи контрольных, лабораторных, практических работ тема
указывается);
5. Планируемые результаты урока (по ФГОС): предметные, метапредметные (УУД),
личностные;
6. Тип урока (Приложение 1);
7. Оборудование, ТСО урока (по усмотрению учителя);
8. Этапы урока (названия, последовательность и содержание которых зависит от
конкретного предмета и типа урока).
3.3. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
1. Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые
необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к
восприятию нового материала; самостоятельная работа обучающихся, ее объем, формы;
способы развития интереса к предмету, к теме; формы контроля за работой класса,
отдельных обучающихся).
2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения;
определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и усвоить
ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные
вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала).
3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки;
виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной»
связи с обучающимися; фамилии обучающихся, которые будут опрошены).
4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая
самостоятельная работа; дифференциация, объём и сроки выполнения домашнего задания
с обязательным инструктажем по его выполнению).
5. Рефлексия (выяснение настроения, эмоционального состояния обучающихся;
проверка уровня осознания и усвоения учебного материала на уроке, трудности, с
которыми столкнулись обучающиеся).
Данный перечень является условным и зависит от типа урока и специфики
предмета.
3.4. В содержательной части поурочного плана учитель выполняет пометки об
индивидуальной работе со слабоуспевающими и обучающимися с ОВЗ, с одаренными и
высоко мотивированными обучающимися, а также пометки о воспитательной работе.
3.5. В поурочном плане должны быть зафиксированы физкультпаузы и время на
релаксацию.
3.6. Учитель самостоятельно определяет объём содержательной части поурочного плана и
форму его оформления.
3
Приложение 1
Типы уроков по ФГОС и их структура
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний
обучающихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации
(конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений
учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
4) Актуализация знаний:
-с целью подготовки к контрольному уроку
-с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у
обучающихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны
соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
4
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и
письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная
структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных
ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования
знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и
индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Нетрадиционные формы урока
Содержание (теория в практике, общее в частном, целое в части, от задачи к проблеме, от
проблемы к знанию).
Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые,
фронтальные; академические, досуговые, интерактивные).
Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностноориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии).
5
Лист ознакомления с
ПОЛОЖЕНИЕМ о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
ФИО
Подпись
Новощинская Н. Б.
Олейник Л. Н.
Ибадлаева Л. А.
Сеттарова З. М.
Кравцова Г. В.
Сребняк Т. Л.
Чилибиева М. К.
Скопцева К. В.
Джеляев Э. Н.
Фабрикант М. Н.
Алиева Д. А.
Алимова З. С.
Лопух С. А.
Сорохманюк А. Ю.
Мордухай Л. И.
Приходько А. Д.
Колосовская В. М.
Османова Н. Р.
Михайленко С. А.
Мосиенко А. О.
6