Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет

Исполняющий обязанности
директора
МБОУ Гришинская школа

МБОУ Гришинская школа
(протокол от 29.08.2024 г. № 13)

Н. Б. Новощинская
приказ № 141-од от 29.08.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
в МБОУ Гришинская школа
(новая редакция)
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует процедуру итоговой оценки достижения
метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего
(далее ФГОС ООО и ФГОС СОО). Основной процедурой итоговой оценки достижения
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, а также Уставом
МБОУ Гришинская школа и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность.
1.3. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ Гришинская школа и определяет
принципы и особенности подготовки и защиты итогового индивидуального проекта в условиях
реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО:
• место итогового индивидуального проекта (далее сокращенно именуемый ИИП) в
образовательном процессе МБОУ Гришинская школа,
• права и функциональные обязанности участников и организаторов подготовки и защиты
ИИП,
• основы организации работы над индивидуальным проектом,
• особенности оценивания индивидуального проекта,
• перечень и порядок оформления проектной документации
II. Цель и задачи реализации индивидуального проекта в МБОУ Гришинская школа
2.1. Индивидуальный проект - учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного
или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую).
2.2. Задачи:
2.2.1. Сформировать предметные знания и способы действий, проявляющиеся в умении раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
2.2.2. Сформировать познавательные УУД в части способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и

сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т.п.
2.2.3. Сформировать регулятивные действия, проявляющиеся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать
ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях
2.2.4. Сформировать коммуникативные действия, проявляющиеся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на
вопросы.
III. Место итогового индивидуального проекта в образовательной системе МБОУ
Гришинская школа
3.1 Индивидуальный проект является обязательной формой обучения и входит в перечень
учебных предметов 10-11 классов. Индивидуальный проект, по желанию обучающегося, может
быть выполнен в течение одного учебного года (10 класс) или в течение 2-х учебных лет (10 – 11
класс).
Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса,
перешедшего на обучение по ФГОС ООО. Его невыполнение равноценно получению
неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Проект является формой допуска
обучающегося к ГИА. В течение года обучения обучающийся обязан выполнить один итоговый
проект.
3.2. Для успешного создания итоговой проектной работы в учебном плане МБОУ Гришинская
школа предусматриваются учебные часы на изучение предмета «Индивидуальный проект» в 1011 классе, а также курс внеурочной деятельности в 9 классе.
В ходе работы над индивидуальным проектом автор-разработчик в 10-11 классе. получает
текущие отметки за выполнение ключевых этапов работы. Эти отметки вносятся в электронный
журнал в страницу «Индивидуальный проект».
По окончании изучения предмета в 10 классе выставляется итоговая оценка, изучение
спецкурса «Индивидуальный проект». В 9 классе работа завершается допуском к защите проекта
в виде зачета.
3.3. При отсутствии возможности (желания) у школьников посещать специализированный курс
«Индивидуальный проект» в 9 классе, ученики имеют возможность самостоятельно освоить
теоретический курс и сдать зачет.
3.4. Для оценки проектной работы в МБОУ Гришинская школа создается школьная
аттестационная комиссия, (далее ШАК) в которую входят педагоги и представители
администрации образовательных организаций.
3.5. Оценивание производится на основе критериальной модели, разработанной Настоящим
Положением в пункте (8. Оценивание ИИП).
3.6. Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал, личное дело
обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка выставляется в свободную
строку.
3.7. Защита индивидуального итогового проекта проходит в марте – апреле и является одной из
обязательных
составляющих
материалов
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных достижений. Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и
выставляется в электронном журнале в графе «Защита проекта».
3.8. Индивидуальная проектная работа может участвовать в школьных и внешкольных
конференциях, конкурсах муниципального, регионального и всероссийских уровней. Победы в
этих конкурсах, по решению Педагогического Совета МБОУ Гришинская школа, могут повлиять
на итоговую отметку, выставляемую автору проекта.

2

IV. Организаторы и участники процесса подготовки и защиты ИИП и их функциональные
обязанности и права
4.1. Организатором процесса подготовки и защиты ИИП со стороны администрации МБОУ
Гришинская школа является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4.2. Руководителями проекта, осуществляющими непосредственный контроль над выполнением
проектной работы, являются педагогические работники, именуемые далее кураторами.
Куратором может выступать учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор,
педагог дополнительного образования или сотрудник иного образовательного учреждения,
заместитель директора, педагог-библиотекарь, педагог- психолог.
4.3. В качестве автора –разработчика ИИП выступают обучающиеся МБОУ Гришинская школа.
4.4. В качестве организатора проектной деятельности на начальном этапе работы над ИИП
выступают классные руководители 9-11 классов.
4.5. Родители (законные представители) принимают непосредственное участие в контроле над
выполнением ИИП.
4.6. Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего организацию
выполнения обучающимися ИИП
• Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися.
• Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы,
осуществляющим проектную деятельность.
• Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся,
являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли кураторов ИИП.
• Контролирует деятельность кураторов ИИП.
4.7. Функциональные обязанности руководителя ИИП обучающегося
• Совместно с обучающимся выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП.
• Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет методическую
поддержку,
• планирует совместно с обучающимися работу в течение всего проектного периода.
• Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
• Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта.
• Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, оказывает
помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.
• Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта.
4.8. Права руководителя итогового индивидуального проекта обучающегося
• Право использовать в своей работе имеющиеся в МБОУ Гришинская школа
информационные ресурсы;
• Право требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
• Право, в случае систематических пропусков и игнорирования консультаций куратора, а
также непредставления результатов промежуточных этапов выполнения работы,
информировать родителей о неудовлетворительном ходе работы над ИИП. В случае
неэффективности подобного информирования ходатайствовать о созыве Совета
профилактики школы с приглашением обучающегося и его родителей (законных
представителей) на заседание.
4.9. Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих
итоговый индивидуальный проект
• На начальном этапе проектной деятельности осуществляет контроль 100% охвата
школьников проектной деятельностью: составляет список обучающихся с выбором темы и
руководителя ИИП, передает его заместителю директора.
• Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.
• Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся с
целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов.
3

4.10. Функциональные обязанности обучающегося, осуществляющего работу на ИИП
• Самостоятельно выбирает направление исследования и тему ИИП точно в отведенные для
этого сроки (сентябрь – октябрь месяц)
• Регулярно посещает консультации, организованные куратором, и занятия, посвященные
работе над индивидуальным проектом.
• В рамках проводимых занятий, оформляет паспорт проектной работы и следует
намеченному вместе с куратором плану.
• Подробно знакомится с требованиями к содержанию и оформлению ИИП, изложенными в
настоящем положении, и следует им при создании проектной работы.
• Ответственно относится к требованиям и рекомендациям куратора, выполняя все
намеченные этапы разработки проекта.
• Не позднее, чем за месяц до намеченной защиты проекта сдает письменную часть работы
для экспертизы и проверки на антиплагиат.
• Своевременно и качественно вносит коррективы в проектную работу, в случае
несоответствия работы действующим требованиям.
• Осуществляет защиту проекта в указанные сроки и предоставляет все, регламентируемые
настоящим положением, составляющие проектной работы
4.11. Права обучающегося, осуществляющего работу над ИИП
• Право на самостоятельный выбор темы проекта, свою собственную формулировку
названия его, своё видение структуры проекта и формата конечного продукта, на
проявление творческой инициативы на любом из этапов выполнения проекта;
• Право на изменение темы проекта, в случае неудачного ее выбора. Заявление о замене
темы обучающийся подает завучу, курирующему проектную деятельность, не позднее,
чем за три месяца до обозначенного срока защиты.
• Право на самостоятельный выбор руководителя проекта. В случае межпредметной
направленности проектной работы обучающийся может иметь несколько кураторов,
представляющих различные школьные дисциплины.
• Право на консультации и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения ИИП.
• Право на использование для выполнения индивидуального образовательного проекта
ресурсов МБОУ Гришинская школа;
• Право на участие с выполненным проектом в любом внешкольном научном или
общественном мероприятии любого уровня;
• Право на перенос даты защиты при наличии весомых уважительных причин.
• Право на пересмотр итоговой оценки выполненного проекта при наличии оснований,
определённых Настоящим Положением.
4.12. Роль родителей в выполнении обучающимся итогового индивидуального проекта
• На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта роль
родителей заключается в оказании своим детям помощи советом, сбором информации и
расходными материалами для выполнения проекта.
V. Особенности выбора типов ИИП в МБОУ Гришинская школа
5.1. По временному критерию классификации ИИП, создаваемый в школе является
долгосрочным.
5.2. Поскольку оценка за ИИП выставляется индивидуально, то приемлемой считается только
индивидуальный тип проекта.
5.3. Ориентируясь на характер исследуемой образовательной области, обучающийся может
выбрать монопредметный, метапредметный, межпредметный тип проектной работы.
5.4. Ориентируясь на доминирующий в проекте вид деятельности, обучающийся имеет право
выбрать: практико-ориентированный, исследовательский, творческий тип проектной работы.
VI. Требования к содержанию и направленности ИИП
4

6.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем
научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни.
6.2. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по
выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование,
демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
6.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом
(продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о
проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, 3D-модель, компьютерная программа, какое-либо
конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
6.4. Требования к формулировке темы ИИП
6.4.1. Обучающиеся выбирают направление и тему исследования самостоятельно.
6.4.2. Обучающийся может ориентироваться на примерный перечень тем индивидуального
проектирования, которые предоставляет для ознакомления куратор.
6.4.3. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно с литературной и научной точки
зрения, и отражать проблему, рассматриваемую в проекте.
6.4.4. Обучающийся и куратор имеют право вносить коррективы в рабочую формулировку темы,
не меняя при этом предмет, объект и объектную область исследования.
VII. Требования к оформлению ИИП
7.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из
описанных в п.6.3. форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более
одной печатной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений.
Для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
3) Лист оценки процесса подготовки индивидуального проекта (Приложение №1),
содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта.
7.2. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
7.3. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
1. Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 14 пунктов с одинарным интервалом между строк Размер полей: верхнее – 2 см.,
нижнее – 1,5 см., левое – 3 см., правое – 2 см.
2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
3. Титульный лист содержит информацию: название ОО, тема проекта, ФИО руководителя
проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, село, год. (приложение 3.)
4. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений –
арабскими цифрами. Нумерация страниц: снизу, по центру.
5

5. Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов проекта в порядке их
следования.
6. Оформление рисунков, фото, схем, графиков, диаграмм: шрифт Times New Roman, 12 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все
рисунки должны быть указания в тексте;
7. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
8. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое
приложение) начинаются с новых страниц.
9. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
10. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и Правил
цитирования, ссылок на различные источники.
11. Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в алфавитном
порядке в соответствии с правилами, указанными в Приказе Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 года № 95-ст «Об
утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; и ГОСТ 7.1-2003.
№ 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и
правила составления», введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003
год.
12. Объем текста проектно-исследовательской работы, включая формулы и список
литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может
быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
VIII. Критерии и процедура оценивания ИИП
8.1. Для оценки проектной работы в МБОУ Гришинская школа создается школьная
аттестационная комиссия, (далее ШАК) в которую входят педагоги и представители
администрации образовательной организации.
8.2. Оценивание производится на основе критериальной модели, разработанной Настоящим
Положением. Оценивание каждого критерия ведется по пятибалльной системе.
8.3. Для оценивания проектной работы каждый член ШАК руководствуется уровневым подходом
сформированности навыков проектной деятельности.
8.4. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе
оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки,
презентации) по каждому из критериев.
8.5. Итоговая оценка ИИП в 9-11 классах складывается из трех оценок: оценки за процесс
подготовки, непосредственную защиту проекта, и отдельной оценки за продукт проекта.
8.6. При оценке продукта проекта учитывается его новизна, оригинальность, соответствие
проблематике проектной работы.
8.7. Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал, личное дело
обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка выставляется в свободную
строку

Приложение 1
6

Лист оценки процесса подготовки индивидуального проекта
(для руководителя проекта)
Обучающийся, класс
Тема проекта:

Критерии:

Показатели:

Сформированность Обучающийся умеет:
познавательных
• Обрабатывать
информацию
(группировка,
действий
схематизация,
упрощение
и
символизация,
визуализации);
• Выполнять логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация, установление
связей);
• Вести
целенаправленное
наблюдение,
сопровождающееся
выдвижением
и
проверкой
предположений;
• Находить новую информацию, подтверждающую или
опровергающую известное, или уточняющую границы
применимости известного;
• Интерпретировать и оценивать (результаты, суждения);
• Переносить знания и способы действий на новые
объекты, новые области знания;
• Устанавливать новые связи и отношения.
Сформированность Обучающийся умеет:
регулятивных
• Определять цель своей работы и планировать ее;
действий
• Контролировать процесс выполнения заданий и
качество их выполнения;
• Оценивать процесс и результат деятельности, соотнося
результат выполнения задания со своим пониманием
учебной
задачи,
своим
замыслом
или
с
предоставленными учителем или с разработанными
совместно критериями оценки или с выбранным
способом выполнения задания;
• Выявлять позитивные и негативные факторы,
повлиявшие на выполнение задания;
• Ставить для себя новые личные цели и задачи.
Сформированность Обучающийся умеет:

7

Шкала
оценивания 0-12 балла по
каждому
показателю:

коммуникативных
действий на этапе
подготовки
проекта:

•

Осуществлять
учебное
сотрудничество
с
руководителем (сверстниками, другими педагогами,
общественностью в соответствии с задачами проекта);
• Участвовать в обсуждении темы, проблемы, целей и
задач проекта, содержания проекта, предполагаемых
результатов и продукта проекта;
• Аргументированно отвечать на вопросы, задавать
вопросы по теме;
• Создавать письменный текст в соответствии с
коммуникативной задачей, темой и форматом; полно и
точно
выражать
свои
мысли;
соблюдать
грамматические и синтаксические нормы письменной
речи.
Сформированность Обучающийся умеет:
предметных знаний • Полно и точно раскрывать содержание работы в
и способов
соответствии с заявленной темой;
действий
• Использовать имеющиеся предметные знания в новой
ситуации; преобразовывать их и представлять в новом
виде;
• Самостоятельно усваивать новые знания и применять
их при разработке проекта
ИТОГО:
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале:
«2» - показатель представлен полностью, в достаточной мере,
«1» - показатель представлен частично,
«0» - показатель не представлен.
Максимальное количество баллов – 8 баллов.

Руководитель проекта:/

/

Дата

8

Приложение 2
Лист оценки результата индивидуального проекта обучающегося
(для эксперта)
Обучающийся, класс
Тема проекта:

№
п/п

Шкала
оценивания 0-1-2

Критерии

Обоснование выбора темы проекта, ее
1. актуальности;
Формулировка цели и задач проекта в
2.
соответствии с темой проекта;
Определены этапы работы над проектом с
3 указанием конкретных временных споров и
видов деятельности
Раскрытие темы и идеи проекта через
4 содержание
Наличие итогового продукта, его
5 соответствие заявленной темы
Соответствие проекта (описательная часть)
6
требованиям к оформлению
Соблюдение грамматических и
7 синтаксических норм письменной речи,
грамотность оформления проекта.
ИТОГО:

Примечания

0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале:
«2» - критерий представлен полностью, в достаточной мере,
«1» - критерий представлен частично,
«0» - критерий не представлен.
Максимальный балл: 14 баллов
Шкала оценивания: 0-34% - «недопуск к защите», 35-100 – «допуск к защите».

Заключение эксперта: «

»

Комментарии, рекомендации:

Эксперт:/

/
9

Приложение 3
Лист оценки презентации проекта обучающимся
(для аттестационной комиссии)
Обучающийся, класс
Тема проекта:

№

Критерий

Показатели

1. Уровень
презентации
проекта

2

3

4

Показаны объем и глубина знаний по
теме проекта;
Представлено свободное владение
материалом;
Проявляются аргументированность и
доказательность изложения материала;
логика изложения материала не
нарушена; Представлена полнота
раскрытия результатов
по проекту (итогового продукта)
Качество ответов На вопросы получены полные и
на вопросы
аргументированные ответы;
Ответы демонстрируют глубину
понимания
темы (проблемы) проекта;
Использование В процессе защиты проекта
демонстрационно использованы ИКТ;
го материала
Использование ИКТ соответствует
логике изложения материала, отражают
умение выступающего выделять
главное, существенное;
Мультимедийная презентация не
повторяет
устный доклад
Умение
Ярко проявляются деловые качества
взаимодейство докладчика (убедительность, умение
удержать внимание аудитории,
вать с
готовность к дискуссии,
аудиторией и
проявлять
коммуникативность, чувство времени;
умение импровизировать, умение
деловые
реагировать на вопросы и принимать
качества
решения, умение начать
и завершить доклад и др).

10

Уровень
представления
Высокий – 3б
Средний - 2б
Низкий - 1б

Высокий – 3б
Средний - 2б
Низкий - 1б
Высокий – 3б
Средний - 2б
Низкий - 1б

Высокий – 3б
Средний - 2б
Низкий - 1б

Оценка

5

Культура
речи
докладчи
ка

Проявляется умение правильно строить Высокий – 3б
Средний - 2б
высказывание с соблюдением
Низкий - 1б
грамматических, орфоэпических,
лексических, синтаксических норм.

ИТОГО:
Максимальное количество баллов – 15.

Член аттестационной комиссии:/

/

Дата

11

Приложение 4
Сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур по результатам
выполнения индивидуального проекта
Обучающийся, класс
Тема проекта:

№
п/п

Максимальное
количество
баллов

Оценочная процедура

Оценка процесса подготовки и
реализации индивидуального
1. проекта, осуществляемая
руководителем проекта.

8

Оценка результата
индивидуального проекта
2. учащегося, осуществляемая
экспертом.

14

Оценка участия учащегося в
презентации проекта,
3. осуществляемая
аттестационной комиссией.

15 (х4) = 60

ИТОГО:
Решение аттестационной комиссии
по итогам оценки:

«

»

/

Член АК:/

/

Член АК:/

/

Член АК:/

/

Перевод в
процент

82 балла

Шкала оценивания: 0-34% - «незачет», 35-100 – «зачет»

Председатель АК:/

Набранное
количество
баллов

Дата

12

Приложение 5
Примерный план публичной защиты проекта
№
Этап защиты
Содержание
1 Введение
Обоснование выбора темы проекта, цель, задачи,
основные этапы работы над проектом
2

Основная часть

3

Заключение

4

Рефлексия

Время
1-2 минуты

Теоретический этап (на публичной защите
1 минута
подробно не раскрывается, делается общий вывод по
итогам работы с источниками (3-4 предложения).
Практический этап
3-5 минут
На практическом этапе может быть представлен ход
работы над проектом, его промежуточные
результаты, направленные на достижение основного
результата (если проводились исследования, анализ и
т.д.), может быть представлен непосредственно
материальный продукт и его описанием,
комментированием его свойств, качеств,
рекомендаций к использованию и т.п.; могут быть
представлены такие продукты творческой
деятельности, как чтение стихотворения, прочтение
эссе, исполнение роли, презентация продукта и т.д.
Материальный продукт может быть представлен
непосредственно визуально и с использованием
мультимедийной презентации.
Фома защиты продукта зависят от типа проекта
(например, мультимедийная презентация,
театрализация, демонстрация видеоролика с
комментариями; онлайн-презентация веб-сайта;
деловая игра и т.д.)
Вывод о получении продукта, его соотнесенность с 1-2 минуты
целью.
1-2 минуты
Самооценка степени достижения результата, его
качества. Приобретенный опыт.

ИТОГО:

7-10 минут

13

Приложение 6
ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА, СТРУКТУРА ПРОЕКТА, ОФОРМЛЕНИЕ
СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

1. Требования к оформлению титульного листа проекта:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гришинская школа Первомайского района Республики Крым»

ПРИМЕЧАНИЯ:
1.

2.
3.
4.

ПРОЕКТ по направлению:
ТЕМА
«…..»
Тип проекта:

Работа допущена к защите:
«
»
20
г
Работа защищена:
«
»
20
г
С решением:
«
»
Председатель АК

2.

Выполнил(а)
ФИО обучающегося,
Класс

3.
4.

Руководитель:
ФИО, должность

5.

Слово ТЕМА на титульном
листе проекта не пишется;
Направление проекта, тип проекта
должны соответствовать
направлениям и типам, указанным в
настоящем Положении;
ФИО обучающегося и
руководителя пишутся полностью;
ФИО председателя и членов АТ,
дата допуска к защите и защиты
проекта заполняются экспертами.
На титульном листе
обязательно указывается год.

Члены АТ:

с. Черново-20

Образец оформления титульного листа проекта:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гришинская школа Первомайского района Республики Крым»

ПРОЕКТ
по направлению: русский язык

СМС
как современный эпистолярный жанр
Тип проекта: исследовательский
Выполнил(а):
Фамилия Имя Отчество Класс: 9

Работа допущена к защите:
«
»
20
г
Работа защищена:
«
»
20
г
С решением:
«
»
Председатель АК

Руководитель:
Фамилия Имя Отчество, учитель математики

Члены АТ:

с. Гришино-2024

14

2. Структура проекта
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................. с.
I РАЗДЕЛ 1. (Теоретический)................ с.
II РАЗДЕЛ 2. (Практический) ................. с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................... с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................. с
ПРИЛОЖЕНИЯ (можно оформить в отдельную папку
«Портфолио проекта»)

ПРИМЕЧАНИЕ
1. Оглавление включает наименование всех разделов и глав с
указанием номеров страниц, на которых размещается
материал.
2. Общий объем проекта (вместе с оглавлением и списком
литературы): не менее 15 страниц и не более 25 страниц (шрифт
14, Times New Roman, интервал 1,5.
3. Введение по объему занимает не менее 1 с.и не более 3
страниц.
4. Теоретическая часть по объему занимает не менее 4 и не более 8
страниц.
5.
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более
15 страниц.
6.
Заключение по объему не более 1 страницы.
7.
Список литературы включает не менее 8 источников
(располагаются по алфавиту)

СТРУКТУРА ПРОЕКТА (С КОММЕНТАРИЯМИ):
ВВЕДЕНИЕ.
Тема проекта и ее актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный,
практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения
цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом)
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ)
Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиция и точки зрения,
анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал и т.п. (в зависимости от
типа проекта)
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Описание проектной работы и ее результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом
этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что
изготовили на каждом этапе и т.д. (в зависимости от типа проекта).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведение итогов по проекту (что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили,
использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли
результат, как он соотносится с целью и т.п.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ИЛИ ПОРТФОЛИО).
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, федеральные, региональные,
муниципальные). Оформляется в алфавитном порядке.
2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, учебно методические пособия, справочники, курсы лекций).
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013.— 63 с.
2. Власов, О.И. Толковый словарь О.И. Власов. - М.: Дрофа, 2010. – 1020 с.
3. Водянец, П.Л. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. – http://... (Адрес
указывается полностью)– статья в интернете.
4. Иванов, К.И. Основы права: учебник для вузов / К.И. Иванов. – М.: Дрофа, 2012. – 256
с.
5. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://... (Адрес указывается
полностью).

15

Приложение 7
Примерные темы индивидуальных проектов
Предметные
области/Предмет
Русский язык

Тема индивидуального проекта
Русский язык и литература
1.
Аббревиатуры в названиях торговых брендов.
2.
Англицизмы в русском языке
3.
Влияние СМИ на речь современного школьника.
4.
Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков.
5.
За чистоту русского языка!
6.
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.
С. Пушкина.
7.
Отражение активных процессов в русском языке в газетных
заголовках.
8.
Отражение особенностей национального характера в пословицах и
поговорках
9.
Российские учёные-лингвисты. По страницам учебника
10.
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф. М. Достоевского и
А. А. Ахматовой
11.
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
12.
Этимология названий месяцев в календарях разных народов
13.
Язык рекламы.
14.
Языковые особенности рекламных текстов.
15.
Отражение активных процессов в русском языке в газетных
заголовках.
16.
Этимология слов-исключений из правил русской орфографии»
17.
История причастий и деепричастий.
18.
Знаки препинания перед союзом КАК
19.
Откуда родом русский язык?
20.
Влияние англицизмов на речь подростков.
21.
Копилка примеров на правила постановки двоеточия в
бессоюзных сложных предложениях.
22.
Лексикон учащихся 9-х классов моей школы.
23.
Особенности использования фразеологизмов в речи современного
человека.
24.
Прошлое, настоящее и будущее писем.
25.
Топонимы Челябинской области.
26.
Портрет одного слова
27.
Лингвистический комментарий к художественному произведению
28.
Язык российской рекламы
29.
Средства выразительности в СМИ
30.
История причастий и деепричастий.
31.
Слова-паразиты в речи учителей и учащихся.
32.
Новые профессии в современном мире и их названия.
16

Литература

33.
Роль причастий в произведениях художественной литературы.
34.
Прошлое, настоящее и будущее писем
35.
Коммуникативная функция подростковых анкет
36.
Псевдонимы: когда и зачем?
1. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).
. Концепция любви в произведениях А. И. Куприна
. Образ моря в русской классической литературе
. Образ собаки в литературе XX века
. Особенности жанра фэнтези
6.
Правды Христовой учители, грамоты нашей творцы…
7.
Птичьи фамилии в литературе Литература
8.
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина "Алые
паруса".
9.
Ростовщик и ростовщичество в русской и зарубежной литературе.
10.
Русский характер в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
11.
Сравнительный анализ пословиц и поговорок на русском,
английском и французском языках.
Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
Цветовая палитра в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи».
Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С.
Пушкина.
16.Читательское досье моего класса.
14.
Что читает наше поколение?
15.
Сны и сновидения в русской литературе.
16.
Тема памятника в русской литературе.
17.
Тема пророчества в русской лирике.
18.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
19.
Тема добра и зла в литературе.
20.
Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и
творчеству любимого писателя (поэта)
21.
Образ поколения в творчестве русских писателей.
22.
Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов XVIII–XX веков.
23.
Лишний человек в контексте русской литературы.
24.
Тема природы в творчестве русских писателей и поэтов.
25.
Судьба человека в годы ВОВ (по произведениям русской
литературы).
26.
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.
С. Пушкина.
27.
Актуальны ли сегодня афоризмы А. С. Грибоедова?
28.
Грибоедов и современная комедия
29.
Сравнительный анализ пословиц, поговорок, фразеологизмов в
русском и иностранных языках.
30.
Всё о сентиментализме… Создание книги
31.
Образ собаки в литературе XX века
32.
Особенности жанра фэнтези
33.
Моя книжная полка
34.
Специфика и особенности литературного сайта «Стихи.ru»
17

Образ еды в произведениях русской классики
Художественное своеобразие текстов песен… (автор по выбору)
Стихи в подростковой среде: поэты нашей школы.
Иностранные языки
Иностранный язык Secrets of Global Communication (Секреты глобального общения).
Англицизмы в русском языке.
Влияние группы «Битлз» на музыку XXI века.
Глобализация английского языка и его влияние на русский язык.
Исторические связи России и Великобритании.
Начальная школа в Британии.
Одежда: мода и традиции англоговорящих стран
Почему англичане дарят подарки на Рождество, а мы на Новый год?
Права ребёнка в России и Великобритании.
10.Приметы и суеверия Великобритании и России.
. Проблемы молодёжи англоговорящих стран и пути их решения.
. Самые известные изобретения британцев.
13. Хэллоуин и праздник Ивана Купалы. Сходства и отличия
14. Хип-хоп культура и ее влияние на молодежный сленг.
15.
Английское искусство в русских музеях
16.
Английский вокруг нас
17.
Поэтическое творчество Р. Киплинга
18.
Современная жизнь бывших британских колоний
19.
Удивительная Британия
20.
Викторианская эпоха в истории Соединенного Королевства
21.
Содружество наций
22.
Современная литература
23.
Британские ученые и их открытия
24.
Я хочу учиться в Оксфорде/ Кэмбридже/ …
25.
Жизнь британских колоний в художественных произведениях
(Лиспет, Р. Киплинг)
26.
Идиоматические выражения в английском языке
27.
Англоязычные праздники
28.
Английский язык в будущей профессии
29.
Мифические существа Великобритании
30.
Национальные кухни Лондона: блюда и традиции
31.
Различие между британским и американским вариантом
английского
32.
Один день в Лондоне/ Вашингтоне/ Нью-Йорке/…
33.
Роль музыки в изучении английского языка
34.
Мой любимый американский (британский) фильм (мультфильм,
сериал)
35.
36.
37.

Математика и информатика

18

Математика

1. Вероятность

получения положительной отметки при написании
тестовой контрольной работы путем угадывания правильного ответа.
2.
Загадки арифметической прогрессии.
3.
Замечательные точки треугольника.
4.
Золотое сечение.
5.
Летопись открытий в мире чисел и фигур.
6.
Математика – царица или слуга для других наук.
7.
Можно ли считать мир геометрически правильным.
8.
На правильном пути по ступенькам прогрессии.
9.
Парабола и я.
10.
Последовательности и прогрессии в жизни.
11.
Прогрессии в нашей жизни.
12.
Простые и сложные проценты.
13.
Путешествие в историю математики.
14.
Развитие понятия числа. Понятие о действительных числах и
действиях над ними.
15.
Теория игр Кубик Рубика.
16.
Функции в окружающем мире.
17.
Виды уравнений и способы их решения
18.
Математика – царица или слуга для других наук
19.
Последовательности и прогрессии в жизни
20.
Нестандартные способы решения квадратных уравнений
21.
Функции в окружающем мире
22.
Криптография и математика
23.
Математическое моделирование в решениях текстовых задач
24.
Математика в литературных произведениях
25.
Выдающиеся российские математики
26.
Симметрия в алгебре
27.
Системы линейных неравенств и решение экономических задач
28.
От тайнописи к криптографии
29.
Эффективные методы доказательства неравенств
30.
Цепные дроби
31.
Геометрическая вероятность
32.
Алгебра высказываний
33.
Бином Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов 34.
Возвратные последовательности

19

Информатика

История России.
Всеобщая история

1.
От счета на пальцах до персонального компьютера.
2.
Алгоритмы в нашей жизни.
3.
АРМ классного руководителя.
4.
Диаграммы вокруг нас.
5.
Влияние компьютера на психику детей.
6.
Компьютер и его воздействие на поведение, психологию
человека. 7. Компьютерные вирусы
Кибер преступность.
Лучшие информационные ресурсы мира.
. Информационное общество.
. Мир без Интернета
. Методы обработки и передачи информации
. Шифрование информации»
. Операционная система. Принципы и задачи
. Техника безопасности при работе в кабинете информатики
. Вирусы и борьба с ними
. Они изменили мир
. Киберспорт
. Лучшая поисковая система нашего времени
. Проблемы защиты информации в Internet.
. Антивирусы. Анализ антивирусов.
. Влияние компьютера на психику детей.
. Влияние цвета на восприятие информации
. Электронная коммерция и реклама в сети Internet
Общественно-научные предметы
1.
Английские замки и крепости.
2.
Воспитание детей в царской семье
3.
Архитектура. Культура и здания моего города.
4.
Без корня и полынь не растет, или История одного рода.
5.
Березина. Загадки сокровищ Наполеона.
6.
Берлинская стена. Как много в этом слове...
7.
Бесстрашный рыцарь неба
8.
Богатыри прошлого и настоящего.
9.
Боевые машины прошлого
10.
Бородинское сражение глазами французов.
11.
Борьба патрициев и плебеев
12.
Бранденбургские ворота
13.
Британская королевская семья — пережиток прошлого?
14.
Буддизм как религия.
15.
Был ли Всемирный потоп?
16.
Война алой и белой розы
17.
Реформы или революции
18.
Европа и Россия в первой половине ХХ века: культурное
взаимовлияние
19.
История денег – от древности до современности.

20

Обществознание

20.
Чай и кофе. История, легенды, традиции.
21.
Смайлики в сообщениях. История, особенности использования 22.
Где эта улица, где этот дом (дома моего города, в которых жили
выдающиеся люди)
23.
Легенды/история монет Золотой Орды.
24.
Русская свадьба: история и современность.
25.
Дворцово-парковые ансамбли Романовых
26.
Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям,
дневникам и письмам)
27.
Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII – XX вв.
28.
История Черноморского флота
29.
Дипломатический этикет: от Ивана III до В. В. Путина
30.
Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя»
31.
Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы
развития
32.
Советский вариант модернизации: успехи и издержки
33. Наш край в 1920—1930-е годы.
. Вторая мировая война: дискуссионные вопросы
. Великая Отечественная война: значение и цена Победы
. Наш край в годы Великой Отечественной войны
. Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов
. Российская Федерация и глобальные вызовы современности
1.
Самые вредные достижения цивилизации
2.
Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни
3. Влияние русского права на формирование российской правовой
системы.
4.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в
ходе избирательной компании.
5.
Дружба – центр межличностных отношений.
6.
Как голосуют россияне: мои наблюдения и выводы.
7.
Международный терроризм – глобальная проблема современности.
8.
Место традиций в жизни современного человека.
9.
Мировое сообщество и его влияние на Россию.
10.
Мировой экономический кризис: причины и последствия.
11.
Беженцы и вынужденные переселенцы как социально политическая проблема
12.
Подростковая преступность.
13.
Роль образования для достижения успеха в жизни.
14.
Россия унитарная: миф или реальность. 15. Современная семья гармония и конфликты
16.
Смертная казнь: за и против.
17.
Социальная сеть как основа современной социальной структуры.
18.
Информационная эпоха. Влияние новых электронных технологий
на развитие школьного образования
19.
Я хочу работать в летние каникулы. (Проблемы временного
трудоустройства подростков.)
20.
Самая яркая и необычная реклама.
21

21.
Что думают молодые люди о семейной жизни?
22.
Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
23.
ЕГЭ как большой социальный эксперимент: стало ли доступнее
поступление в ВУЗ?
24.
Информационное общество и эволюция человеческих потребностей
25.
Мир без границ и закрытые сообщества: проблемы взаимодействия
26.
Преступность в нашей области вчера и сегодня
27.
Социальная реклама в России и за рубежом: вчера и сегодня.
28.
Социальная сеть как основа современной социальной структуры.
29.
Социальные сети: инструмент для лучшей организации
повседневности или средство развлечения?
30.
Федерализм в России: успехи, проблемы, перспективы.
31.
Технологии цветных революций.
32.
У истоков политических партий российского общества.
33.
Кем быть? Проблема выбора профессии.
34.
Современные религии.
35.
Экономика современного общества.
36.
Экономические реформы в России
37.
Структура современного рынка товаров и услуг.
38.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика
уровня и причин безработицы в разных странах.
39.
Аниме - молодёжная субкультура.
40. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

22

География

Физика

1.
Вода — колыбель жизни
2.
Вода — священная тайна природы
3.
Вода: вчера, сегодня, завтра
4.
Воздействие человека на климат
5.
Воздух вокруг нас
6.
Вулкан, и отчего он "огнем дышит"
7.
Вулканы. Мифы и реальность
8.
География и живопись
9.
Влияние движения земной коры на …
10.
Долгосрочный прогноз погоды по народным приметам
11.
Землетрясение — могучая сила
12.
Капризы погоды и как они влияют на здоровье человека
13.
Клад под ногами
14.
Климатические изменения Земли и здоровье человека 15. Озера
— источник жизни
16.
Откуда дует ветер?
17.
Откуда на небе появляется радуга?
18.
Почва — кладовая земли
19.
Почва — часть круговорота жизни
20.
Праздники, традиции, обычаи народов России
21.
Путешествие в мир вулканов, цунами и землетрясений
22.
Проблема изменения климата
23.
Проблема продолжительности жизни 24. Проблемы сохранения
лесов
25.
Куда поехать отдыхать?
26.
Стихийные бедствия
27.
У природы нет плохой погоды
28.
Крым или Турция – куда поехать отдыхать?
29.
Есть ли в России реальная возможность использовать
альтернативную энергетику?
30.
Зависит ли менталитет народа от природных условий?
31.
Система водохранилищ на Волге – решение энергетической
проблемы или гибель реки?
32.
Государственная территория России – зло, проклятие народа или
благо?
33.
Нужно ли России сокращать армию и военные расходы?
34.
Есть ли будущее у железнодорожного транспорта в России?
35.
Нужны ли России мигранты?
36.
Можно ли производить экологически чистые продукты и
накормить всё население России?
Естественнонаучные предметы
1.
Атмосферное давление — помощник человека.
2.
В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных
явлений).
3.
Вакуум на службе у человека
4.
Ветер на службе у человека
5.
Влажность воздуха и ее влияние на здоровье человека. 6. Влияние
23

звука на живые организмы
7.
Испарение в природе и технике.
8.
Испарение и влажность в жизни живых существ.
9.
Как современные средства связи влияют на человека
10.
Влияние термометра на измерение температуры
11.
Закон Архимеда в экспериментальных задачах
12.
Какую лампочку выбрать?
13.
От чего зависит частота колебаний пружинного маятника?
14.
Физика полета ракеты
15.
Измерение массы тела различными способами
16.
Исследование полного внутреннего отражения света
17.
Резонанс в природе и технике
18.
Аэродинамика полосок бумаги
19.
Биомеханика человека
20.
Определение плотности человека различными способами
21.
Определение плотности воды различными способами
22.
Измерение ускорения свободного падения различными способами
23.
Исследование зависимости периода колебаний математического
маятника от его длины и амплитуды колебаний
24.
Исследование зависимости периода колебаний тела на пружине от
массы тела
25.
Исследование зависимости периода колебаний тела на пружине от
жёсткости пружины
26.
Исследование капиллярных свойств столовых салфеток
27.
Исследование коэффициента трения обуви о различную
поверхность
28.
Определение плотности тетрадной бумаги и соответствия её
ГОСТу
29.
Альтернативные источники энергии – продуктовые батарейки
30.
Определение высоты здания различными способами
31.
Кинематика автомата Калашникова
32.
Определение радиационного фона в школьных помещениях.
Дозиметр
33.
Алгоритм решения задач по теме «Движение тела под действием
нескольких сил» (движение по вертикали, по горизонтали, наклонная
плоскость, связанные тела)
34.
Нужна ли физика в футболе?
35.
Определение мощности человека
36.
Лабораторные работы с использованием наклонной плоскости
37.
Измерение относительной влажности воздуха в кабинетах лицея и
анализ полученных результатов
38. Исследование свойств неньютоновской жидкости

24

Химия

. Активированный уголь. Явление адсорбции.
. Алмазы. Искусственный и естественный рост.
. Алхимия: мифы и реальность.
. Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
5.
Аромат здоровья.
6.
Аспирин — друг или враг?
7.
Белки — основа жизни.
8.
Биологически активные добавки: профанация или польза?
9.
Бутерброд с йодом, или вся правда о соли.
10.
Была бы жизнь на Земле без существования железа?
11.
В чём вкус хлеба?
12.
Великая тайна воды.
13.
Витамин С и его значение.
14.
Витамины и здоровье человека.
15.
Вода: смерть или жизнь? (Исследование качества воды в водоемах
и водопроводе)
16.
Воздух-невидимка.
17.
Газированные напитки: польза или вред?
18.
Глютамат натрия — причина пищевой наркомании.
19.
Да здравствует мыло душистое!
20.
Для чего нужен йод?
21.
Есть, или не есть - вот в чем вопрос!?
22.
Жевательная резинка: польза или вред?
23.
Жиры: вред и польза.
24.
Из жизни полиэтиленового пакета.
25.
Из чего состоит одежда. Волокна.
26.
Индикаторы в быту.
27.
Какое мороженое вкуснее?
28.
Лекарство или яд?
29.
Микроэлементы: зло или благо?
30.
Я - на диете!

25

Биология

1.
Биоритмы вокруг нас
2.
Биороль витаминов
3.
Близнецы — чудо жизни
4.
Вегетарианство: «за» и «против».
5.
Влияние живой и мертвой воды на живые организмы.
6.
Влияние насекомых-вредителей на зеленые насаждения моего
города.
7.
Живая и мёртвая вода – миф или реальность.
8.
Зеленое покрывало Земли
9.
Испытание аппетитом
10.
Как влияет шум и музыка на память и внимание человека.
11.
Красная книга — сигнал тревоги.
12.
Почва — кладовая земли
13.
Царство Прокариоты
14.
Ферменты – эликсиры жизни
15.
Эволюция вокруг нас
16.
Акустический шум и его воздействие на человека
17.
Антони ван Левенгук и его вклад в биологию
18.
Ароматические вещества и их значение для человека
19.
Биологический механизм запахов
20.
Борьба за существование и приспособления организмов
21.
Влияние кислотных дождей на окружающую среду
22.
Влияние освещенности и температурного режима на период
цветения комнатных орхидей
23.
Влияние почв на растения
24.
Возникновение и эволюция жизни в Архейскую эру
25.
Генетически модифицированные организмы

26

26.
Груминг и иерархическое положение у крыс
27.
Деревенская ласточка, сроки размножения
28.
Живые барометры природы
29.
Жизнь в Каменноугольном периоде
30.
Жизнь в Палеозойскую эру
31.
Изучение санитарно-гигиенической роли фитонцидов комнатных
растений
32.
Изучение условий возникновения плесени
33.
Интересные факты о пчелах
34.
Исследование флоры памятников природы
35.
История генетики
36.
Йододефицит – эндемическое заболевание
37.
Когда молоко опасно для здоровья?
38.
Когда под рукой нет часов (цветочные часы)
39.
Микологическое загрязнения различных зон квартиры и поиски их
снижения
40.
Модификационная изменчивость бездомного котенка
41.
Мониторинг ихтиофауны. Многообразие рыб в разные времена
года
42.
Направления эволюции в Кайнозойскую эру
43.
Направления эволюции в Мезозойскую эру
44.
Национальный парк – Национальный парк «Таганай»
45.
Они рядом с нами - редкие и исчезающие животные
46.
Паразитирующие жгутиконосцы
47.
Перспективы селекции как решение глобальных экологических
проблем
48.
Планета в пластиковой упаковке
49.
Приспособления организмов к среде обитания
50.
Приспособленность организмов к месту обитания
51.
Птицы, обитающие на свалках
52.
Раскроем тайны качества растительного масла
53.
Рациональное питание как фактор сохранения и укрепления
здоровья
54.
Роль человека в сохранении разнообразия видов в природе
55.
Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Искусство

27

Музыка

Изобразительное
искусство

1.
Авторская песня в России
2.
Английская рок-группа "Битлз".
3.
Битломания в России: упадок или развитие?
4.
В мире джазовой музыки
5.
Детские дискотеки: за и против
6.
Жизнь и творчество Владимира Высоцкого.
7.
Жизнь и творчество Игоря Талькова.
8.
Изучение стилей и направлений молодежной музыки
9.
История появления джаза и его исполнители.
10.
10. История русского рока
11.
11. Кто сказал, что места нету песне на войне…
12.
Лечебные свойства музыки.
13.
Лирические песни военных лет.
14.
Любовь — вечная тема в искусстве.
15.
Музыка — тоже оружие! Культурная жизнь города Балаково в годы
Великой Отечественной войны. 16. Музыка в мобильных телефонах
. Музыка для Великой Победы.
. Музыка субкультуры "Эмо".
. Музыкально-эстетические вкусы современной молодежи.
. О влиянии музыки на жизнь нашей семьи
. О подвигах, о доблести, о славе…
. Песни, опаленные войной
. Подростки и музыка
. Рок-музыка как средство самовыражения подрастающего поколения.
. Рок-музыка: субкультура или культура?
. Русский рок. Последний герой. Творчество Виктора Цоя.
. Саратовская гармошка - душа губернии.
. Славянка не прощается. История одного марша.
. Творчество Eminema.
30. Хип-хоп: образ жизни или дань моде?
31. Музыка в кино
1. Наука и искусство
2.
Пейзаж в русской живописи
3.
Пейзаж в зарубежной живописи
4.
Жанр портрета в русской живописи
5.
Жанр портрета в зарубежной живописи
6.
Символы и знаки в искусстве
7.
Архитектура исторических городов
8.
Архитектура современных городов
9.
Декоративно-прикладное искусство
10.
Фотография – как вид искусства
11.
Современные виды искусства
12.
Мир моих увлечений
13.
Русская матрёшка-символ России
14.
Нетрадиционные техники рисования.
. Граффити - уличная живопись.
. Можно ли рисовать манной кашей?
28

Технология

. О чём рассказывает цвет
. О чём рассказывают гербы и эмблемы.
. Узоры на зданиях.
. Узоры на одежде.
. Узоры на оружии.
. Узоры на посуде.
Технология
1. Светильник из подручного материала
2.
Деревянное зодчество.
3.
Макет механизма, приспособления для школьного предмета.
4.
Наглядные пособия по геометрии (развёртки, объёмные фигуры из
картона, древесины)
5.
Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
6.
Как смастерить доску для нарезки овощей.
7.
Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
8.
Изготовление скамейки.
9.
Как смастерить предмет интерьера.
10.
Поделка из вторсырья
11.
Кулинарное путешествие по странам мира.
12.
Особенности народного костюма
13.
Особенности национальной кухни
14.
Предметы интерьера из вторсырья.
. Как оформить кухню-столовую.
. Блюда русской кухни.
. Комнатные растения и интерьер помещения.
. Аксессуары, связанные своими руками.
19.
Декор и сервировка праздничного стола.
20.
Пэчворк. История лоскутов

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

29

1.
Природные опасности и защита от них
Основы
безопасности
2.
Биологические опасности, причины, виды и профилактика
жизнедеятельности 3.
Пожарная безопасность в быту
4.
Автономное выживание человека
5.
Социальные опасности и защита от них
6.
Основы информационной безопасности
7.
Здоровье и здоровый образ жизни как основа безопасности 8. Что
такое здоровый образ жизни?
9.
Терроризм - угроза обществу
10.
Вред курения
11.
Средства, с помощью которых можно уменьшить травматизм на
уроках физической культуры
12.
Как стать долгожителем в нашем регионе?
13.
Безопасное селфи
14.
Изучение взаимосвязи между показаниями пульса и работой
сердечнососудистой системы человека
15.
Совершенствование организации питания школьников
16.
Действия населения при стихийных бедствиях и опасных
природных явлениях
17.
Пожарная безопасность
18.
Причины катастроф
19.
Средства индивидуальной защиты
20.
Медицинская защита в чрезвычайных ситуациях
21.
Оказание первой медицинской помощи
22.
Первая медицинская помощь при бытовых и спортивных травмах
23.
Первая помощь при повреждении электрическим током
24.
Авария на Чернобыльской атомной электростанции
25.
Атомные электростанции и их опасность
26.
Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения ГО
и действия населения по ним
27.
Генномодификационные продукты: за и против
28.
Дни воинской славы России.
29.
Города-герои Российской Федерации.
30.
Экстремальные забавы подростков

30

Физическая
культура

1.
Допинг в спорте – всегда ли все средства хороши?
2.
Какое значение имеет самоконтроль при занятиях физическими
упражнениями
3.
Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам
4.
Гиподинамия – болезнь цивилизации
5.
Сколиоз. Как с ним бороться?
6.
Здоровое питание – залог крепкого здоровья
7.
Закаливание организма как средство укрепления здоровья человека
8.
Нужны ли мне занятия физической культурой?
9.
Здоров ли я?
10.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья
11.
Что дала Олимпиада «Сочи-2014» России?
12.
Спорт в семье как средство физического воспитания личности
13.
Да, здравствует футбол, волейбол и др. виды спорта (выбор вида
спорта на усмотрение обучающегося)!
14 .Творчество и здоровый образ жизни – современному молодому
человеку.
15.
Здоровье – стратегический потенциал страны
16.
За свое здоровье отвечаешь ты сам!
17. Лечебная физкультура, как часть Физической культурой для учащихся,
имеющих отклонение в состоянии здоровья
18. Сколиоз. Значение лечебной физкультуры в реабилитации учащихся,
имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата
19. Подвижные игры на уроках. Значение игр для развития учащихся
20. Значение уроков по лыжной подготовке для развития и укрепления
здоровья учащихся
21.
Влияние секционных занятий на достижение личностных
результатов
22.
Развитие гибкости и подвижности суставов у младших школьников
23.
Легкая атлетика - королева спорта
24.
Развитие выносливости - как физическое качество
25.
Внедрение борьбы самбо в школьную программу
26.
Бег, как основная дисциплина легкой атлетики
27.
Спортивный инвентарь и оборудование для основных видов спорта
легкая атлетика
28.
Прыжки - как технический вид легкой атлетики
Межпредметная направленность

31

Межпредметная
направленность

1. Виды конфликтов. Пути их разрешения.
2.
Влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние

подростков
3.
Возрастные особенности старшеклассников
4.
Возрастные психологические кризисы у школьников.
5.
Волевые качества личности и их развитие.
6.
Воспитание и самовоспитание характера
7.
Наука о красоте - как мы определяем, что человек красив.
8.
Некоторые трудности общения в подростковом возрасте.
9.
О чем говорит почерк
10.
Особенности образа «хорошего» и «трудного» ученика в сознании
современного учителя.
11.
Особенности творческого воображения у младшего школьника
12.
Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
13.
Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
14.
Шпаргалка – помощник или враг?
15.
Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
16.
Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические
болезни?
17.
Как простить человека? Нужно ли это делать?
18.
«Коты Леопольды» в современном обществе.
19.
Проблема профессионального самоопределения
20.
Вредные привычки в подростковой среде (исследование
обучающихся своей школы).
21.
Условия успешности подростка в коллективе сверстников
22.
Влияние темперамента и асимметрии мозга на обучение.
. Лето в городе.
. История моего города в фотографиях.
. Моя будущая профессия…

32

Приложение 8
Образец заявления

Директору
МБОУ Гришинская школа
от ученика (цы) 9 «

» класса

(ФИО полностью)

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разрешить выполнение итогового индивидуального проекта (ИИП) по следующей
теме:
и закрепить в качестве куратора моего ИИП
(ФИО куратора)

«

»

20

г.

/
(подпись)

(ФИО обучающегося)

«С заявлением ознакомлен, с выбранным направлением, темой согласен»
«

»

20

г.

/
(подпись)

(ФИО родителя/законного представителя)

33

Приложение 9

Примерный план выступления на защите проекта
Введение
•

Тема моего проекта.........................................................................................................................

•

Я выбрал эту тему, потому что ....................................................................................................

•

Цель моей работы - ..........................................................................................................................

•

Проектный продукт -.......................................................................................................................

•
•

Этот продукт помогает достичь цели проекта, так как ..........................................................
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
o Сбор информации (какую информацию и как искал) ...............................................................
o Изготовление продукта (что и как делал) ...............................................................................
o Написание письменной части проекта (как это делал) ........................................................

Основная часть
•

Я начал свою работу с того, что ....................................................................................................

•

Потом я приступил к .......................................................................................................................

•

Я завершил работу тем, что ...........................................................................................................

•

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ......................................................................

•

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ..........................................................................

•

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) .....................................

•
•
•

План моей работы был нарушен, потому что ...............................................................................
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как................................
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ........................................................

Заключение
•

Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано, получилось,
например ............................................................................................................................................

•

Это произошло, потому что............................................................................................................

•

Если бы я начал работу заново, я бы...............................................................................................

•

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы.............................

•

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ...........................................................

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».