РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогический совет
Исполняющий обязанности
директора
МБОУ Гришинская школа
МБОУ Гришинская школа
(протокол от 29.08.2024 г. № 13)
Н. Б. Новощинская
приказ № 141-од от 29.08.2024
Положение
о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
в МБОУ Гришинская школа
(новая редакция)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации» от 24 сентября 2022 №371-ФЗ;
- Федеральными образовательными программами начального, основного и среднего общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»,
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования», Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями от 12 августа 2022г.);
- Основными образовательными программами МБОУ Гришинская школа (далее – ОУ).
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), (далее – рабочая программа),
календарно-тематических планирований к ним.
1.3. Рабочая программа — это документ, определяющий содержание учебного предмета, курса (в
том числе внеурочной деятельности), дисциплин (модулей); планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), дисциплин (модулей);
тематическое планирование.
1.4. При использовании федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), включенных в соответствующую федеральную основную общеобразовательную
программу. такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
1.5. При разработке ООП в обязательном порядке используются федеральные рабочие
программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий
мир» на уровне начального общего образования; «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне
основного и среднего общего образования. По остальным учебным предметам федеральные
рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической
основы для разработки педагогическими работниками авторских программ с учетом имеющихся
опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом случае содержание и планируемые
результаты разработанных программ должны быть не ниже, чем в федеральных рабочих
программах.
1.6. Рабочая программа является частью основной образовательной программы и
разрабатывается на курс обучения по каждому учебному предмету учебного плана, в
соответствии с установленным в учебном плане количеством часов на основе:
- требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФООП;
- федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов.
1.7. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), дисциплин (модулей) формируются с учетом рабочей программы воспитания, с
возможным использованием конструктора рабочих программ, представленного на сайте «Единое
содержание общего образования» https://edsoo.ru/.
1.8. На основании рабочих программ осуществляется ежегодная разработка календарнотематического планирования.
1.9. Формирование календарно-тематического планирования к федеральным рабочим
программам происходит в соответствии с единым подходом, представленным в методических
рекомендациях ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования».
1.10. При разработке рабочих программ по предметам, курсам, модулям, дисциплинам и др., не
имеющим федеральных рабочих программ или при несоответствии количества часов программы
и учебного плана ОУ (на уровне основного и среднего общего образования), рабочие программы
разрабатываются педагогическим коллективом самостоятельно. Структура таких рабочих
программ определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС (раздел 2)
1.11. Структура рабочих программ по предметам, курсам, модулям, дисциплинам для 11 класса в
2023/2024 учебном году остается без изменений (титульный лист, пояснительная записка,
планируемые результаты освоения учебного предмета (курса), содержание учебного
предмета (курса), тематическое планирование, календарно-тематическое планирование).
Структура календарно-тематического планирования остается прежней (номер урока (№ п/п),
номер урока в теме, тема урока, практическая часть (при необходимости), дата план/факт,
электронные (цифровые) образовательные ресурсы)
2. Структура и содержание рабочей программы
2.1. Структура программы является формой представления учебного предмета, курса как
целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материла, и включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист (название программы)
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Цели изучения учебного предмета.
- Место учебного предмета в учебном плане
2
- Содержание учебного предмета
- Планируемые образовательные результаты
- Тематическое планирование.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (при необходимости)
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.2. Рабочие программы по предмету «Физическая культура» оформляются в соответствии с
Региональными экспериментальными комплексными программами по физическому воспитанию
(1-11 кл), утвержденными Ученым Советом КРИППО (протокол от 04.09.2014 г. №5, с
изменениями).
2.3. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка, в которой указываются цели курса внеурочной деятельности,
сведения об авторской программе, на основе которой разработана рабочая программа
- Содержание учебного курса внеурочной деятельности (с указанием форм организации
учебной деятельности и форм промежуточной аттестации).
- Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.4. Программы элективных курсов, курсов по выбору должны содержать:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка (при необходимости)
- Содержание конкретного курса
- Планируемые результаты освоения конкретного курса.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.5. Титульный лист - структурный элемент рабочей программы, представляющий
первоначальные сведения о рабочей программе (Приложение 1,2). Титульный лист включает:
- полное наименование школы в соответствии с Уставом;
- наименование рабочей программы по учебному предмету, курсу, класс (параллель),
углубленный или базовый уровень (для СОО);
- Ф.И.О. автора (автора-составителя, составителя);
- название населенного пункта;
- год составления программы.
2.6. Пояснительная записка – структурный элемент программы, содержащий сведения о ФООП
или авторской программе, на основе которой разработана рабочая программа.
2.7. Общая характеристика учебного предмета – структурный элемент программы, в котором
дается краткая характеристика учебного предмета, его функции, специфика.
2.8. Цели изучения учебного предмета – структурный элемент программы, в котором
определяются основные цели изучения учебного предмета.
2.9. Место учебного предмета в учебном плане – структурный элемент программы, в котором
указывается число часов, отведенных на изучение учебного предмета.
2.10. Планируемые образовательные результаты - структурный элемент программы,
определяющий основные УУД, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения
данного предмета (курса). В данном разделе прописываются УУД: предметные, метапредметные и
личностные.
2.11. Содержание учебного предмета, курса — структурный элемент программы, включающий
толкование каждого раздела, блока, модуля согласно последовательности в календарнотематическом планировании.
2.12. Тематическое планирование – структурный элемент программы, составленный с учетом
Рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок»); для курсов внеурочной
деятельности: тематическое планирование – структурный элемент программы, составленный с
учетом Рабочей программы воспитания (модуль «Курсы внеурочной деятельности»).
3
Тематическое планирование включает:
- наименование темы, раздела;
- необходимое количество часов для ее (его) изучения;
- контрольные работы, практические работы и (или) лабораторные работы (при
необходимости);
- электронные (цифровые) образовательные ресурсы (Приложение 3).
2.13. Календарно-тематический план разрабатывается на один учебный год.
Календарно-тематическое планирование —приложение к программе с указанием количества часов
образовательного компонента в учебный год. Имеет титульный лист (Приложение 4, 5),
оформляется в виде таблицы (Приложение 6).
Учитель вправе включать в тематическое планирование другие дополнительные разделы в
соответствии со спецификой учебного предмета.
В календарно-тематическом планировании предусматриваются резервные часы, которые в связи с
отсутствием возможности замены предметов в период командировок и временной
нетрудоспособности педагогов могут быть не использованы.
3. Оформление рабочей программы
3.1. Текст программы набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr,
12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине. Бумажный вариант программы прошивается, страницы нумеруются.
3.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
3.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с заместителем директора.
4. Компетенция и ответственность учителя
4.1. К компетенции учителя относятся:
- разработка программы;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных
технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением
информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии)
или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;
- организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным
графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка, иными локальными
актами ОУ.
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями
государственного стандарта общего образования.
4.2. Учитель несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в
соответствии с учебным планом ОУ на текущий учебный год и графиком учебного процесса
(расписанием занятий);
- качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному предмету,
курсу.
5. Хранение рабочих программ
5.1. Рабочая программа оформляется в электронном и (или) печатном варианте.
5.2. Электронный вариант и (или)
печатная версия хранятся у заместителя директора,
курирующего предмет.
5.3. Рабочая программа является частью ООП и включается в содержательный раздел ООП (по
уровням общего образования).
4
5.4. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
5.5. Рабочие программы, рассчитанные на один год, хранятся в течение текущего учебного года.
Рабочие программы сроком более одного года хранятся до истечения срока реализации
программы.
5.6. Электронная версия рабочих программ в составе ООП размещается на официальном сайте ОУ
в сети «Интернет», дополнительно ежегодно на сайте ОУ выкладываются аннотации к рабочим
программам с указанием основных сведений: наименование рабочей программы и ее выходные
данные, количество часов на освоение рабочей программы, используемые методические
материалы (учебники) для реализации программы.
6. Порядок внесения изменений в рабочую программу и календарно-тематическое
планирование
6.1. В случае необходимости корректировки рабочих программы и их приложений
разрабатывается лист корректировки, в который вносятся причины корректировки и их
содержание.
6.2. Изменения могут вносится в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по
следующим причинам:
- карантин;
- актированные дни (погодные условия),
- другие уважительные причины.
6.3. Корректировка может быть осуществлена посредством:
- оценки содержания рабочих программ по учебному предмету для выявления повтора тем
и резервного времени. В этом случае возможно сокращение учебного времени за счет часов,
рассчитанных на резерв для реализации авторских подходов к преподаванию учебной
дисциплины;
- слияния близких по содержанию тем уроков;
- укрупнения дидактических единиц по предмету;
- использования блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
- использование лекционно-семинарских занятий при усилении доли самостоятельной
работы учащихся;
- уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе) и др.
- предоставления обучающимся права на изучение части учебного материала
самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме зачета, написания
сообщения, реферата, подготовки презентации и т.п.
6.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела
из программы.
6.5. Корректировка рабочей программы должна обеспечить прохождение учебной программы и
выполнение ее практической части в полном объеме.
6.6. В ходе работы учитель осуществляет мониторинг реализации рабочей программы и
осуществляет корректировку один раз в четверть. Администрацией ОО проводится мониторинг
выполнения рабочих программ не реже одного раза в полугодие.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль за реализацией программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного
контроля.
5
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей естественно-научного
и математического цикла
протокол №
от « »
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
« »
2023 г.
Основная образовательная программа основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 000000)
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 5–6 классов
с. Черново 2023 г.
6
Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
протокол №
от « »
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
«
»
2023 г.
Основная образовательная программа основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5 класса
с. Черново 2023 г.
7
Приложение 3
Тематическое планирование учебного предмета
Лабораторные
работы
Практические
работы
Наименование
разделов и тем
программы
Контрольные
работы
№
п/п
Всего
Количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
При необходимости
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
8
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Приложение 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей естественно-научного
и математического цикла
протокол №
от « »
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
« »
2023 г.
Основная образовательная программа основного общего образования
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 5–6 классов
Составитель (и):
с. Черново 2023 г.
9
Приложение 5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
протокол №
от « »
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
«
»
2023 г.
Основная образовательная программа основного общего образования
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5 класса
Составитель (и):
с. Черново 2023 г.
10
Приложение 6
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
Лабораторные
работы
Практические
работы
Тема урока
Контрольные работы
№
п/п
Всего
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
При
необходимости
Календарно-тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
11
Дата проведения
План
Факт
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы