Положение О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет

Исполняющий обязанности
директора
МБОУ Гришинская школа

МБОУ Гришинская школа
(протокол от 29.08.2024 г. № 13)

Н. Б. Новощинская
приказ № 141-од от 29.08.2024

Положение
о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
в МБОУ Гришинская школа
(новая редакция)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации» от 24 сентября 2022 №371-ФЗ;
- Федеральными образовательными программами начального, основного и среднего общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»,
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования», Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями от 12 августа 2022г.);
- Основными образовательными программами МБОУ Гришинская школа (далее – ОУ).
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), (далее – рабочая программа),
календарно-тематических планирований к ним.
1.3. Рабочая программа — это документ, определяющий содержание учебного предмета, курса (в
том числе внеурочной деятельности), дисциплин (модулей); планируемые результаты освоения

учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), дисциплин (модулей);
тематическое планирование.
1.4. При использовании федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), включенных в соответствующую федеральную основную общеобразовательную
программу. такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
1.5. При разработке ООП в обязательном порядке используются федеральные рабочие
программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий
мир» на уровне начального общего образования; «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне
основного и среднего общего образования. По остальным учебным предметам федеральные
рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической
основы для разработки педагогическими работниками авторских программ с учетом имеющихся
опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом случае содержание и планируемые
результаты разработанных программ должны быть не ниже, чем в федеральных рабочих
программах.
1.6. Рабочая программа является частью основной образовательной программы и
разрабатывается на курс обучения по каждому учебному предмету учебного плана, в
соответствии с установленным в учебном плане количеством часов на основе:
- требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФООП;
- федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов.
1.7. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), дисциплин (модулей) формируются с учетом рабочей программы воспитания, с
возможным использованием конструктора рабочих программ, представленного на сайте «Единое
содержание общего образования» https://edsoo.ru/.
1.8. На основании рабочих программ осуществляется ежегодная разработка календарнотематического планирования.
1.9. Формирование календарно-тематического планирования к федеральным рабочим
программам происходит в соответствии с единым подходом, представленным в методических
рекомендациях ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования».
1.10. При разработке рабочих программ по предметам, курсам, модулям, дисциплинам и др., не
имеющим федеральных рабочих программ или при несоответствии количества часов программы
и учебного плана ОУ (на уровне основного и среднего общего образования), рабочие программы
разрабатываются педагогическим коллективом самостоятельно. Структура таких рабочих
программ определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС (раздел 2)
1.11. Структура рабочих программ по предметам, курсам, модулям, дисциплинам для 11 класса в
2023/2024 учебном году остается без изменений (титульный лист, пояснительная записка,
планируемые результаты освоения учебного предмета (курса), содержание учебного
предмета (курса), тематическое планирование, календарно-тематическое планирование).
Структура календарно-тематического планирования остается прежней (номер урока (№ п/п),
номер урока в теме, тема урока, практическая часть (при необходимости), дата план/факт,
электронные (цифровые) образовательные ресурсы)
2. Структура и содержание рабочей программы
2.1. Структура программы является формой представления учебного предмета, курса как
целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материла, и включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист (название программы)
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Цели изучения учебного предмета.
- Место учебного предмета в учебном плане
2

- Содержание учебного предмета
- Планируемые образовательные результаты
- Тематическое планирование.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (при необходимости)
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.2. Рабочие программы по предмету «Физическая культура» оформляются в соответствии с
Региональными экспериментальными комплексными программами по физическому воспитанию
(1-11 кл), утвержденными Ученым Советом КРИППО (протокол от 04.09.2014 г. №5, с
изменениями).
2.3. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка, в которой указываются цели курса внеурочной деятельности,
сведения об авторской программе, на основе которой разработана рабочая программа
- Содержание учебного курса внеурочной деятельности (с указанием форм организации
учебной деятельности и форм промежуточной аттестации).
- Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.4. Программы элективных курсов, курсов по выбору должны содержать:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка (при необходимости)
- Содержание конкретного курса
- Планируемые результаты освоения конкретного курса.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.5. Титульный лист - структурный элемент рабочей программы, представляющий
первоначальные сведения о рабочей программе (Приложение 1,2). Титульный лист включает:
- полное наименование школы в соответствии с Уставом;
- наименование рабочей программы по учебному предмету, курсу, класс (параллель),
углубленный или базовый уровень (для СОО);
- Ф.И.О. автора (автора-составителя, составителя);
- название населенного пункта;
- год составления программы.
2.6. Пояснительная записка – структурный элемент программы, содержащий сведения о ФООП
или авторской программе, на основе которой разработана рабочая программа.
2.7. Общая характеристика учебного предмета – структурный элемент программы, в котором
дается краткая характеристика учебного предмета, его функции, специфика.
2.8. Цели изучения учебного предмета – структурный элемент программы, в котором
определяются основные цели изучения учебного предмета.
2.9. Место учебного предмета в учебном плане – структурный элемент программы, в котором
указывается число часов, отведенных на изучение учебного предмета.
2.10. Планируемые образовательные результаты - структурный элемент программы,
определяющий основные УУД, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения
данного предмета (курса). В данном разделе прописываются УУД: предметные, метапредметные и
личностные.
2.11. Содержание учебного предмета, курса — структурный элемент программы, включающий
толкование каждого раздела, блока, модуля согласно последовательности в календарнотематическом планировании.
2.12. Тематическое планирование – структурный элемент программы, составленный с учетом
Рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок»); для курсов внеурочной
деятельности: тематическое планирование – структурный элемент программы, составленный с
учетом Рабочей программы воспитания (модуль «Курсы внеурочной деятельности»).
3

Тематическое планирование включает:
- наименование темы, раздела;
- необходимое количество часов для ее (его) изучения;
- контрольные работы, практические работы и (или) лабораторные работы (при
необходимости);
- электронные (цифровые) образовательные ресурсы (Приложение 3).
2.13. Календарно-тематический план разрабатывается на один учебный год.
Календарно-тематическое планирование —приложение к программе с указанием количества часов
образовательного компонента в учебный год. Имеет титульный лист (Приложение 4, 5),
оформляется в виде таблицы (Приложение 6).
Учитель вправе включать в тематическое планирование другие дополнительные разделы в
соответствии со спецификой учебного предмета.
В календарно-тематическом планировании предусматриваются резервные часы, которые в связи с
отсутствием возможности замены предметов в период командировок и временной
нетрудоспособности педагогов могут быть не использованы.
3. Оформление рабочей программы
3.1. Текст программы набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr,
12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине. Бумажный вариант программы прошивается, страницы нумеруются.
3.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
3.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с заместителем директора.
4. Компетенция и ответственность учителя
4.1. К компетенции учителя относятся:
- разработка программы;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных
технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением
информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии)
или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;
- организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным
графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка, иными локальными
актами ОУ.
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями
государственного стандарта общего образования.
4.2. Учитель несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в
соответствии с учебным планом ОУ на текущий учебный год и графиком учебного процесса
(расписанием занятий);
- качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному предмету,
курсу.
5. Хранение рабочих программ
5.1. Рабочая программа оформляется в электронном и (или) печатном варианте.
5.2. Электронный вариант и (или)
печатная версия хранятся у заместителя директора,
курирующего предмет.
5.3. Рабочая программа является частью ООП и включается в содержательный раздел ООП (по
уровням общего образования).
4

5.4. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
5.5. Рабочие программы, рассчитанные на один год, хранятся в течение текущего учебного года.
Рабочие программы сроком более одного года хранятся до истечения срока реализации
программы.
5.6. Электронная версия рабочих программ в составе ООП размещается на официальном сайте ОУ
в сети «Интернет», дополнительно ежегодно на сайте ОУ выкладываются аннотации к рабочим
программам с указанием основных сведений: наименование рабочей программы и ее выходные
данные, количество часов на освоение рабочей программы, используемые методические
материалы (учебники) для реализации программы.
6. Порядок внесения изменений в рабочую программу и календарно-тематическое
планирование
6.1. В случае необходимости корректировки рабочих программы и их приложений
разрабатывается лист корректировки, в который вносятся причины корректировки и их
содержание.
6.2. Изменения могут вносится в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по
следующим причинам:
- карантин;
- актированные дни (погодные условия),
- другие уважительные причины.
6.3. Корректировка может быть осуществлена посредством:
- оценки содержания рабочих программ по учебному предмету для выявления повтора тем
и резервного времени. В этом случае возможно сокращение учебного времени за счет часов,
рассчитанных на резерв для реализации авторских подходов к преподаванию учебной
дисциплины;
- слияния близких по содержанию тем уроков;
- укрупнения дидактических единиц по предмету;
- использования блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
- использование лекционно-семинарских занятий при усилении доли самостоятельной
работы учащихся;
- уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе) и др.
- предоставления обучающимся права на изучение части учебного материала
самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме зачета, написания
сообщения, реферата, подготовки презентации и т.п.
6.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела
из программы.
6.5. Корректировка рабочей программы должна обеспечить прохождение учебной программы и
выполнение ее практической части в полном объеме.
6.6. В ходе работы учитель осуществляет мониторинг реализации рабочей программы и
осуществляет корректировку один раз в четверть. Администрацией ОО проводится мониторинг
выполнения рабочих программ не реже одного раза в полугодие.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль за реализацией программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного
контроля.

5

Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей естественно-научного
и математического цикла
протокол №
от « »
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
« »
2023 г.

Основная образовательная программа основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 000000)
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 5–6 классов

с. Черново 2023 г.
6

Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
протокол №
от « »
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
«
»
2023 г.

Основная образовательная программа основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5 класса

с. Черново 2023 г.
7

Приложение 3
Тематическое планирование учебного предмета

Лабораторные
работы

Практические
работы

Наименование
разделов и тем
программы

Контрольные
работы

№
п/п

Всего

Количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

При необходимости

Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

8

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Приложение 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей естественно-научного
и математического цикла
протокол №
от « »
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
« »
2023 г.

Основная образовательная программа основного общего образования
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 5–6 классов

Составитель (и):

с. Черново 2023 г.
9

Приложение 5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРИШИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
протокол №
от « »
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.О. Фамилия
« »
2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
И.О. Фамилия
«
»
2023 г.

Основная образовательная программа основного общего образования
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5 класса

Составитель (и):

с. Черново 2023 г.
10

Приложение 6
Календарно-тематическое планирование учебного предмета

Лабораторные
работы

Практические
работы

Тема урока

Контрольные работы

№
п/п

Всего

Количество часов
Дата проведения

План

Факт

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

При
необходимости

Календарно-тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности

№
п/п

Тема занятия

Количество
часов

11

Дата проведения
План

Факт

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».